Иконостас Преображенского придела

Иконостас Преображенского предела

Визуализация концепции иконостаса Преображенского придела для храма святителя Николая Чудотворца

Исходя из творческого задания и требований к иконостасу (простой иконостас, украшенный древнерусским орнаментом, с большими иконами, выполненными в русском стиле) и общего понимания задач храмового убранства (узнаваемый национальный стиль убранства, простота материалов и умеренность декоративных элементов, согласованность между исторической традицией и современными архитектурными тенденциями), мы обращаемся к раннему периоду древнерусского архитектурного наследия и предлагаем основать концепцию храмового иконостаса на исторических научных реконструкциях русских деревянных алтарных преград домонгольского периода.

Несмотря на то, что алтарные преграды раннего периода древнерусского зодчества практически не сохранились, на настоящий момент они хорошо исследованы археологическими методами и известны на уровне исследовательских реконструкций. Конструкция каменной алтарной преграды была воспринята в Древней Руси вместе с типологией крестово-купольного храма и была применена в ряде памятников (в Десятинной церкви, в Софийском соборе в Киеве, Успенском соборе Киево-Печерской лавры и др.), каменные преграды этого времени реконструируются как преграды высокого типа, которые включали в себя парапеты, колонны и архитрав.

Но в отличие от Византии более широкое распространение в древнерусской практике сразу получило использование деревянных алтарных преград (известны примеры в Киеве, Владимире, Новгороде, Старой Ладоге и других архитектурных центрах).

Известно, что деревянные алтарные преграды этого времени основывались на композиции каменных византийских темплонов, но имели ряд отличительных особенностей. Деревянная алтарная преграда могла закрывать всю восточную часть храма или только центральную апсиду. Функцию архитрава в таких иконостасах принимает на себя деревянное тябло, которое могло быть единым на всю ширину храма (как например в Софийском соборе Новгорода) или располагаться между двумя опорными столбами подкупольного пространства (ц. Благовещения на Мячине). В зависимости от ширины пространства тябло могло поддерживаться резными деревянными колоннами. В ранних иконостасах размещалось небольшое количество икон, среди них мог быть Деисус над царскими вратами, большие иконы, укрепленные на западных гранях предалтарных столпов, иконы царских врат и иногда другие образы, в зависимости от конструктивных особен-ностей архитектурного пространства. Интерколумнии (промежутки между опорными элементами алтарной преграды) прикрывались завесами или оставлялись свободными, во втором случае через них просматривалось пространство алтарной части храма. В некоторых случаях известно о креплении к тяблу лампад для размещения их перед иконами или в интерколумниях.

Нижняя часть деревянной алтарной преграды представлена парапетом, образованном деревянными резными панно. В отличие от сохранившихся деревянных резных тябл, элементы резных парапетов не сохранились и реконструируются по аналогичным деталям каменных темплонов. В Третьяковской галерее, Новгородском государственном музее и некоторых других собраниях сохраняются резные шиферные плиты домонгольского периода, по которым в научных реконструкциях производится восстановление сюжетов и стилистики резьбы данного периода. От двух московских преград остались резные блоки камня, найденные при археологических раскопках в Андрониковом монастыре.Примерами орнаментальной резьбы раннего периода древнерусского искусства могут служить рельефы белокаменной резьбы владимиро-суздальского зодчества.

Наиболее ранние дошедшие до нас древнерусские Царские врата сохранились от XIII века (Государственная Третьяковская Галерея), но известны более ранние аналогичные примеры из других регионов. На основе сохранившихся памятником мы можем достаточно уверенно реконструировать как формы самих врат, так и репертуар возможных изображений. Подобным способом на основе отдельных сохранившихся памятников и метода аналогий может быть осуществлена реконструкция и других элементов убранства и храмовой утвари.