Воскресение Христово видевше…

О празднике праздников и том, как его встречает Церковь

Схождение Благодатного огня

Сегодня Церковь празднует Светлое Христово Воскресение. Нет сомнения в том, что это – главный праздник и главный день в жизни каждого христианина. «Праздников праздник и торжество торжеств», называет день Воскресения Христова преподобный Иоанн Дамаскин в пасхальном каноне. Ему вторят многочисленные святые. Святой Епифаний Кипрский говорит: «Праздник Пасхи торжественнее всех праздников: он составляет для всего мира торжество обновления и спасения. Сей-то праздник есть глава и верх всех праздников…», то же пишет и свт. Григорий Богослов: «Она у нас праздников праздник и торжество торжеств, столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Сегодня в храмах соберутся люди. Много людей. Очень часто их не встретишь у порога храма ни в один другой день года. Сегодня они придут, верующие и те, кто еще не осознает себя таковым, а, может, и не осознает никогда. Но свет Христов просвещает всех – в эту ночь он воссияет над всей планетой. От Москвы и Петербурга с их роскошными соборами и тысячами молящихся, до маленькой деревушки где-нибудь в таежной глуши, от Иерусалима до Новой Зеландии, мимо небоскребов Нью-Йорка и под звездным небом в окружении лесов и полей пройдут сегодня крестные ходы, и все люди петь: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси», на всех возможных языках мира.

Пасха – самый древний из всех праздников Церкви, как и предваряющий ее Великий Пост – самый древний христианский пост.

Само слово «Пасха» заимствовано из Ветхого Завета. До Воскресения Христова этот был праздник воспоминания исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда Ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо.

Именно ветхую Пасху праздновал Христос с учениками во время Тайной Вечери, когда Он заключил с человечеством Новый Завет. Спустя всего лишь несколько дней Он воскрес, и это событие – спасение человечества через крестную жертву от рабства греху – стало новой Пасхой.

_____________

Православная Церковь почти везде на планете живет по так называемому Иерусалимскому уставу, примерно с 14 века. Он назван так потому, что в его основе лежит устав лавры Саввы Освященного (или «святых иерусалимских монастырей»). А наше пасхальное богослужение, это, ни много ни мало, отражение той традиции, согласно которой Пасху справляли в Иерусалиме тогда, когда император Константин Великий построил первый Храм Гроба Господня.

Все наши пасхальные богослужения и богослужения Страстной Седмицы зародились в Иерусалиме, в святых местах, и, надо сказать, до сих пор совершаются там почти так же, как и в древности. Отсюда и символика нашего богослужения – например, затворенные двери храма в самом начале Пасхальной заутрени, олицетворяющие камень у Гроба Господня, или возжигание всех свечей и лампад от одного огня, которое было на Руси задолго до того, как Благодатный Огонь начали привозить из Иерусалима самолетом.

Пасхальная служба всегда переносит нас туда, на Святую Землю, и мы все становимся немного женами-мироносицами, немного Иосифом Аримафейским, немного апостолами, немного Лукой и Клеопой, когда, наконец, познаем Господа в преломлении хлеба, принимая Святое Причастие в Пасхальную ночь.

Пасха – главный день года.

Это наш особенный, церковный новый год, точка отсчета, не только богослужебных чтений, но и всей нашей жизни. Мы живем от Пасхи до Пасхи, и каждый наш год, который мы проживаем в подготовке к встрече с Воскресшим Господом и в радости от этой встречи, олицетворяет всю нашу жизнь – от радости обретения веры во Христа до радости встречи с Ним в Царстве Небесном.

Пусть для каждого из нас эта Пасха станет еще одним шагом на небо, молитвами Богородицы и всех святых.