Ра́дуйся, Иларио́не, я́ко ти́хостным и кро́тким нра́вом, по и́мени твоему́, кро́ткому Го́споду Иису́су благоугоди́л еси́.
По мнению некоторых авторитетных исследователей, святой Иларион схимник, мощи которого нетленно почивают в Дальних пещерах, это пятый митрополит Киевский Иларион, в 1051 году произведенный в митрополиты Собором русских епископов по желанию великого князя Ярослава Владимировича и управлявший Русской Церковью, по одним сведениям до 1055 года, а по другим – 1067 года.
Другие утверждают, что преподобный Иларион схимник есть тот самый монах Иларион, «иже по вся дни и нощи писаше книги в кельи преподобного отца нашего Феодосия, оному псалтырь поющу усты тихо, руками же прядущу волну, или ино что делающу». Доказательством этому, по-видимому, служит и сравнение предания об Иларионе схимнике, записанном в кратком жизнеописании, с тем, что говорится о монахе Иларионе в житии преподобного Феодосия.
Митрополит Иларион принял монашество от преподобного Антония, как сказано в его житии, и, если он скончался в 1067 году, приняв на себя схиму, то мог быть сожителем преподобного Феодосия, который до кончины Антония, или до 1073 года был строителем ветхого Печерского монастыря, или нынешних Дальних пещер. Митрополит Иларион мог отказаться от управления паствой прежде своей кончины, чтобы остальные свои дни жизни провести в иноческих подвигах там, куда он удалялся на молитву, когда был еще священником села Берестово, и где он принял монашество в Дальних пещерах. Потому представляется вероятным мнение, что святые мощи преподобного Илариона схимника суть действительно мощи святого митрополита Илариона.