В дни великого поста в нашем храме совершается Таинство Елеосвящения или, как его еще называют, Соборование.
В преддверии этих дней мы хотим рассказать о смысле Таинства, кто и когда должен к нему преступать, а также развеять разные мифы, с ним связанные.
Установление Таинства относится к апостольским временам. В послании апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14—15).
Из приведенного отрывка следует, что в ходе Соборования испрашивается телесное и духовное исцеление. Духовное исцеление выражается в прощении забытых грехов – не путать с грехами, утаенными во время Таинства исповеди. Согласно сложившейся практике, к Таинству Соборования может преступать человек, недавно бывший на Исповеди. После Соборования желательно также в ближайшее время прийти на Исповедь и Причастие.
В приходских храмах Елеосвящение, как правило, совершается в дни Великого Поста. В монастырях же оно может совершаться и в течение других постов.
Общепринятая практика для мирянина — собороваться раз в год. Если же у человека обнаруживается серьезная болезнь, предстоит опасная операция, то в этом случае можно собороваться еще раз. Дети до 7 лет в Соборовании не участвуют.
Из первого названия Таинства – Елеосвящение – можно понять, что одним из моментов чинопоследования является освящение елея (или масла). Елей — один из древнейших религиозных символов. С древности елей (как правило, это было оливковое масло) употребляли не только в пище, но использовали как лекарство, вещество для светильников. Изобилие елея воспринималось как знак Божия благословения. Елеем помазывали на служение пророков, священников и царей.
В ходе совершения Таинства освященным маслом помазывают семь раз. По уставу Церкви Елеосвящение полагается совершать собору из семи священнослужителей – отсюда и второе название Таинства -Соборование. Но на практике допустимо, чтобы Таинство совершало и меньшее число священников, вплоть до одного.
Перед каждым помазанием читаются отрывки из Апостола и Евангелия. Если говорить об общем смысле отрывков, читаемых во время Таинства, то он, наверное, в следующих словах Христа: «пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».
С Таинством Соборования связано очень много предрассудков, например: соборуются только перед смертью. Это абсолютно неверно. Раз в год собороваться должен каждый христианин. Если же человек соборуется дополнительно, из-за обнаружения новой серьезной болезни, не всегда случается так, что больной исцеляется телесно. Объяснение этому – всеблагий промысел Божий о каждом человеке, ведущий непременно в Царствие Небесное.
Остальные мифы, можно их назвать бытовыми – не мыться после таинства, не забирать домой свечку с Соборования, так как она впитала болезнь – тоже не имеют под собой никаких оснований.
Выше мы говорили о том, что сейчас является общей церковной практикой. Жизнь часто ставит нас в такие ситуации, когда надо брать ответственность, что-то решать. Например, вопрос: можно ли соборовать человека, который находится без сознания и никогда в жизни не исповедовался и не причащался? Если будем искать ответ на православных сайтах, то везде написано, что нет. Был случай, когда прихожане одного храма обратились с просьбой к знакомому священнику пособоровать их умирающую бабушку. «Она же никогда не исповедовалась и вроде как не хотела, мы ее соборовать не будем» — был ответ. Когда они пришли навестить бабушку в реанимации, незнакомый священник соборовал рядом лежащего больного и вдруг спросил: «А Вашу пособоровать?». Отказаться не повернулся язык. Он не спросил ничего о ее жизни, взял ответственность на себя. Совершилось ли Таинство? Это все определит Господь, а мы будем помнить Его Слова: «Милости хочу, а не жертвы».