Ра́дуйся младе́нче му́чениче Иоа́нне, я́ко кро́вь твою́ святу́ю непови́нно за Христа́ пролия́л еси́.
В Киеве, на месте будущего строительства князем Владимиром Десятинной церкви Пресвятой Богородицы, жил вместе с сыном некий варяг, переселившийся из Греции и исповедовавший христианскую веру. Когда язычники пришли к варягу за его сыном, чтобы принести его в жертву идолам, он обличил их веру и открыто исповедал христианство, прибавив: «Не дам своего сына бесам!» О дальнейшем летопись говорит: «И посекоша сени под нима и тако побиша я. И не свесть никтоже, где положиша я».
В одном из житийных сборников XV века под 12 (25) июля оба мученика, отец и сын, уже названы по именам: Феодор и Иоанн. Карта Ближних пещер 1703 года указывает в большой братской усыпальнице напротив подземной Введенской церкви мощи с именем «Иоанн», которые на плане 1769–1789 гг. уже имеют подпись «св. Иоанн отрок», а в 1795 году отмечены как мощи «святого мученика Иоанна младенца».
Пытаясь ответить на вопрос, как мощи святого Иоанна оказались в пещерах, Е. Голубинский предполагал, «что о месте их погребения было узнано по каким-нибудь откровениям». Рака с мощами святого мученика Иоанна, которого вместе с его отцом зовут Первомучениками Руси, и ныне находится в той же усыпальнице.