Новая работа краеведа Носикова Сергея Павловича о истории храмов в селе Никулино
Вблизи знаменитого подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря немного вверх по течению реки Истра находится село Никулино, которое в последние годы настолько разрослось, что практически слилось с соседним поселком Северный. Теперь это ближайший пригород районного центра г. Истры, расположенный в нескольких сотнях метров от городской черты по дороге в село Бужарово и на водохранилище.
Ныне практически ничто не говорит о древности данного места. А ведь его история тесно связана с Патриархом Никоном, село в прежние времена называлось Микулино, Преображенское (по посвящению местного храма) и было неотъемлемой частью так называемой “Русской Палестины”. Украшением нынешнего села Никулино является величественная красавица-церковь Святителя Николая Чудотворца, которая 14 июля 2019 года была освящена великим чином митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.
Очень важным является то, что современный храм находится практически на том самом историческом месте, где прежде на протяжении нескольких столетий стояли, сменяя друг друга, две деревянные церкви. Об их истории и пойдет речь ниже.
XVI–XVII века
О времени построения первого приходского храма в источниках встречаются разные сведения. Так в одной из цитат, приводимых в книге известных дореволюционных церковных историков братьев Холмогоровых, говорится: «В 7136 (1628) году Микулино – село, а в нем церковь деревянная во имя Казанския Пресвятыя Богородицы, когда и кем была построенная – неизвестно» [1]. В свою очередь архимандрит Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря Леонид (Кавелин) в одной из своих работ сообщал о более ранней дате: «Микулино (Никулино), на реке Истре, в 1 вер. от Воскресенска, с деревянною церковию во имя Преображения Господня, построенною в 1622 году вотчинником дьяком Григорием Ларионовым» [2]. К сожалению, источник этой информации не был указан. Его удалось обнаружить в ходе проведенных архивных исследований.
Это оказалась так называемая “Метрика церкви“, написанная в 1887 году рукою приходского священника Феодора Фивейского. В ней имеется запись о святыне храма села Никулино: «Есть икона Казанския Божией Матери, которая помещена в киот на стене в трапезе. На лицевой стороне иконы есть следующая надпись: “Устроен храм сей и сия икона при державе благочестиваго Государя и Великаго князя Михаила Федоровича великия России Самодержца в лето 7130 месяца апреля в 5 день. […] по своему обещанию Григорий Ларионов в той своей купленной вотчине в сельце Микулине устроил храм во имя Пречистыя Богородицы Чудотворныя иконы Казанския, в пределе Святых великих Трех Святителей: Василия великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго. В древнем приделе великаго чудотворца Николая, в приделе великаго страстотерпца Георгия”» [3]. В тексте указан год 7130 от Сотворения мира. При переходе к привычному летоисчислению от Рождества Христова получается 1622 – тот самый год, который указан в книге архимандрита Леонида. Таким образом, теперь нет никаких оснований сомневаться в более ранней дате основания храма. И это также означает, что менее чем через три года случится 400-летний юбилей со дня появления первого Божьего дома в Никулино.
Отдельного изображения старинного образа не обнаружено. Однако на одной из исторических фотографий 1915 года внутреннего убранства храма в Никулино показан иконостас Казанского придела [4], в котором слева видна Богородичная икона с неким текстом внизу (из-за невысокого качества изображения он, увы, не читается). Вполне вероятно, что это и был тот самый почитаемый прихожанами образ.
История села Микулино и его приходского храма, начиная с середины XVII века, тесно связана с Патриархом Никоном и основанным им Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем. Впервые они вместе упоминаются весной 1657 года: «21 мая, празднование иконы Божией Матери Владимирской. Патриарх пошел в Воскресенский монастырь. По пути Патриарх заходил во Владыкино, Чернево, Воскресенское, и всюду жаловал милостыню; вечерню он слушал в селе Микулинском» [5]. А месяц спустя Первосвятитель купил «в Московском уезде, в Сурожском стане село Микулино с пустошами и записал за собой в Поместном приказе».
Через некоторое время после приобретения указанного села находившийся в нем храм стал именоваться Преображенским. Когда и при каких обстоятельствах это случилось? Здесь полной ясности нет. Скорее всего, что строительства нового храма в селе не было, произошло лишь переосвящение существовавшей Казанской деревянной церкви в честь праздника Преображения Господня. Не исключено, что освящение храма в Микулино совершил сам Патриарх Никон в 1658 году (но в любом случае, по имеющимся сведениям, это произошло не позднее 1662-го года).
В архиве РГАДА сохранился очень ценный старинный план под названием «Чертеж Воскресенского Новоиерусалимского монастыря с окрестностями» [6]. На фрагменте его изображения можно прочитать текст: «мнстрское [монастырское] село ми-кулино».
XVIII век
В конце следующего столетия в селе Никулино случилось несчастье – была уничтожена пожаром первая деревянная Преображенская церковь, построенная Григорием Ларионовым. Да, это была большая беда для местных прихожан. Но для нас, современников, утешением является то, что в архиве обнаружено дело, посвященное постройке нового храма взамен утраченного. Благодаря этому документу стали известны некоторые важные детали происходивших в то время событий.
Дело начинается с поданного прихожанами села Никулино прошения, в котором сказано: «Сего 1781 года минувшаго июля 27 числа по власти Божией помянутая Преображенская церковь [в]незапным случаем згорела без отстатку» [7]. И далее излагается просьба: «того ради Крутицкую Духовную Консисторию всепокорнейше просим дабы повелено было в помянутом селе Никулине вновь церковь во имя Преображения Господня древянную построить по усердному нашему желанию своим собственным коштом [т.е. за свой счет – Авт.] дозволить».
В имеющихся в деле бумагах сообщается, что была спасена церковная утварь и в том числе антиминс 1761 года. Священноначалие, рассмотрев все обстоятельства случившегося, удовлетворило прошение прихожан, и 29 октября был издан соответствующий указ.
Основные строительные работы, надо полагать, были выполнены в течение следующего года. И уже в начале лета 1783 года деревянная церковь была построена. Посвящение сооруженного храма оставили прежним, 30 сентября его освятили в честь праздника Преображения Господня. С этой даты начался отсчет времени существования второй деревянной церкви в Никулино. Она простояла 146 лет (первый храм просуществовал 159 лет).
Среди членов причта этого периода времени особо следует выделить Ивана Платонова. Сначала он 23 года пробыл на должности пономаря Преображенской церкви, а после того как его в 1800 году рукоположили в священника, прослужил еще 16 лет настоятелем того же храма [8].
XIX век
Отечественная война 1812 года, к счастью, не нанесла вреда никулинской церкви. Однако к этому времени здание храма было уже далеко не новым и начинало ветшать. К началу 1820-х годов (т.е. спустя 40 лет после строительства) крыша на церкви прохудилась, требовалась также починка стен. На помощь пришел местный помещик Александр Иванович Рукин, владелец приходской деревни Михайловка. Именно на его средства были выполнены необходимые ремонтные работы в храме.
Но на этом проблемы не закончились. Дело в том, что приход села Никулино относился к небольшим (чуть более полутысячи прихожан), и его основу составляли бедные крестьяне. Поэтому и причт Преображенской церкви, значительная часть доходов которого составляла плата за исполнение приходских треб, также жил небогато. Ситуацию усугубляло еще и то, что церковной земли не хватало: вместо положенных 33 десятин имелось в наличии только 13. В результате среди членов никулинского причта наблюдалась большая текучесть, штатные должности порой длительное время оставались вакантными, ибо не находилось желающих здесь служить.
Всю эту тяжелую ситуацию хорошо понимало священноначалие. И когда в 1820 году в очередной раз место настоятеля Преображенской церкви оказалось свободным, в Консистории поставили прихожанам условие о выделении причту недостающей земли [9]. А иначе грозили «церковь упразднить» и прихожан перевести в другой приход. Местные крестьяне этого явно не хотели и потому вскоре отвели клиру из своих наделов большой участок земли около приходской деревни Ефимоново.
Положительную роль в улучшении условий жизни священно и церковнослужителей сыграло также то, что в начале 1830-х годов из государственной казны им был назначен «вспомогательный оклад» в 300 рублей ассигнациями [10]. Это была, по сути, ежегодная зарплата (или материальная помощь) клиру. Надо сказать, что далеко не всем сельским приходам государство оказывало подобное вспомоществование, только самым бедным (в Звенигородском уезде, в котором находилось Никулино, таких было не более пятой части). Все эти меры положительно сказались на стабильности причта, служители местной церкви стали меняться заметно реже.
Долгие годы в никулинском храме был только один Преображенский придел, причем он был холодным. Это доставляло массу неудобств при проведении Богослужений в зимнее время. Для исправления данного положения решено было утеплить трапезную храма и оборудовать в ней дополнительный придел. Но на это требовались немалые деньги.
На помощь пришел известный благотворитель Звенигородского уезда купец Павел Григорьевич Цуриков [11]. На его средства (1150 рублей) в 1864 году в храме села Никулино были проведены необходимые перестройки: в южной части трапезной соорудили новый иконостас и установили печь [12]. 26 ноября того же года был издан указ об освящении нового придела. Его посвящение было выбрано в честь Казанской иконы Божией матери, как когда-то именовалась первая церковь в селе. В это же время была составлена новая опись храма, она к счастью сохранилась в архиве. В ней в частности сказано: «Церковь во имя Преображения Господня, зданием деревянная, снаружи обшита тесом, окрашена белою краскою на масле об одной главе с железным крестом, окрашенным желтою краскою, с таковым же под ним яблоком, на церкви крыша железная, окрашена медянкою, при ней колокольня деревянная, тож покрыта железом, окрашена медянкою, с таковым же крестом и яблоком, оная церковь обнесена кругом железною оградою» [13].
В ходе сбора информации из разных источников был составлен синодик Преображенской церкви. В него включены имена многих священно и церковнослужителей (начиная с конца XVIII столетия удалось установить почти всех членов причта). Часть из них достойна отдельного упоминания.
Прежде всего, стоит отметить тех, кто дольше всего служил в храме. Это дьячок Иван Смирнов, который отдал служению у престола Божия в Никулино 58 лет, и крестьянин Никита Зиновьев, который был церковным старостой 46 лет, при этом его каждые три года всем приходом переизбирали на новый срок. Об этих людях, живших в XIX веке, информации обнаружено совсем немного. А вот о нескольких других членах причта, также оказавшихся вполне достойными, сведений удалось собрать намного больше.
Это, прежде всего, священник Феодор Фивейский, который был настоятелем Преображенской церкви 19 лет. Этого батюшку, как показано в документах, особенно уважали прихожане и искренне сожалели, когда тот был вынужден уйти: «Детей наших любил как своих […] человек добрый, каких мало» [15]. И они имели полное право так говорить: ведь почти сразу после своего назначения в Никулино о. Феодор организовал обучение грамоте местных крестьянских ребят, причем денег за свой труд не брал. А несколько лет спустя при его самом активном участии в Никулино было построено здание церковно-приходской школы, которая потом долгие годы была на самом хорошем счету. Батюшка был в ней законоучителем.
Стоит отметить также то, что о. Феодор был знаком со знаменитым русским писателем Антоном Павловичем Чеховым, который приезжал на лето в приходское сельцо Бабкино. Сохранившиеся письма и документы говорят не просто о знакомстве этих двух людей, а об их дружеских отношениях [16]. Несомненно, что Чехов был в Никулино в гостях у батюшки и возможно посещал местный храм.
XX век
В упомянутой выше описи Преображенской церкви перечислены 6 колоколов, вес самого большого 51 пуд. В начале XX века в Никулино должен был появиться новый кампан в 140 пудов (т.е. более двух тонн). Такой значительный вес не смогла бы выдержать старая и ветхая колокольня храма, потому планировалось соорудить отдельную звонницу.
Был разработан специальный чертеж, который отправили на утверждение священноначалию [17]. Однако предложенную 2-ярусную конструкцию звонницы строительные эксперты забраковали. Перерабатывать проект не стали, вместо этого решили ограничиться установкой на территории храма толстых деревянных столбов с прочными перекладинами, на которые и подвесили колокола.
В начале XX столетия особенно остро встал вопрос о новом храме в Никулино. Дело в том, что деревянное здание Преображенской церкви за прошедшие годы (более века) сильно обветшало. Кроме того зимой в храме было тесно, так как службы проводились в небольшой трапезной (проход в основное помещение церкви для сохранения тепла перекрывался). Такое положение со временем все усугублялось, так как число прихожан постепенно увеличивалось. Имеющихся в церковной кассе денег для сооружения нового кирпичного храма не хватало. Поэтому решено было изготавливать кирпичи своими силами, благо подходящая глина поблизости имелась. Для этого нужно было построить кирпичный завод. В архиве сохранилось несколько дел о подаче причтом и прихожанами соответствующих прошений в разные годы. Но только с третьего раза в 1910 году кирпичный завод был построен [18]. Однако возвести новый храм в селе не успели, скоро началась Мировая война, а следом грянула революция.
В архивных делах обнаружены сведения о визитах епископов в Никулино в 1838, 1846 и 1895 годах [19]. Но служили ли они при этом в Преображенской церкви – в найденных документах об этом не говорится. Так что первый и, возможно, единственный Владыка, который точно был на службе в никулинском храме – это Патриарх Никон, который, как уже говорилось выше, 21 мая 1657 года «слушал» вечерню.
Последним настоятелем Преображенской церкви был о. Иоанн Беляев, его срок служения в Никулино составил 26 лет. Но прежде он проработал 8 лет простым учителем в местной церковно-приходской школе. Трудился Иван Алексеевич добросовестно, его работа неоднократно получала положительные отзывы у начальства [20]. А когда в 1903 году о. Феодор Фивейский был вынужден выйти за штат, то Беляева рукоположили в иерея, и он стал служить настоятелем Преображенской церкви.
О. Иоанн не ограничивался своими прямыми пастырскими обязанностями. Буквально через несколько месяцев после назначения на должность настоятеля храма им были организованы детские ясли для простых крестьянских детей [21]. Потом их проведение стало ежегодным, в этом настоятелю активно помогала его матушка Мария Беляева. Делала она это безвозмездно, относясь к порученному делу со всей душой и ответственностью. Несколько лет спустя матушке Марии за понесенный труд по организации яслей был вручен памятный знак Елизаветинского общества и диплом, подписанный рукой Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой [22] (той самой, которая ныне прославлена в лике святых как преподобномученица).
О. Иоанн в годы советской власти не отрекся от сана и не оставил своего пастырского служения. Когда стали повсеместно закрывать церкви в ближайшей округе, Беляев уже не скрывал негативное отношение к большевикам, заявил на одной из своих проповедей: «мы с вами должны не допускать закрытие церкви – противодействовать этому, нам нужно организовываться» [23].
Эти слова стали известны карающим органам и в мае 1935 года батюшку вместе с двумя другими служителями арестовали и посадили в Бутырскую тюрьму. В течение месяца было оперативно проведено следствие, всех арестованных приговорили к различным срокам наказания. Беляев был осужден к 5 годам ссылки на север. Там спустя несколько лет его снова осудили по сфабрикованному делу и дали еще один срок. 20 августа 1940 года Иван Алексеевич Беляев умер в больнице колонии, место его погребения осталось неизвестным.
Еще одним служителем Никулинской церкви, пострадавшим за веру от советской власти, был Михаил Алексеевич Розанов. В отличие от о. Иоанна он недолго находился в составе причта Преображенского храма, всего 3 года. В Никулино Розанов был назначен в 1910 году на должность псаломщика [24], во время служения в Преображенской церкви характеризовался положительно. Уже в советские годы принял сан иерея.
В 1931 году о. Михаила арестовали и потом «Четыре года и два месяца провёл он в Бутырской тюрьме. Всё его имущество было конфисковано, жена и четверо детей остались на улице» [25]. В 1935 году Михаила Алексеевича освободили, но при этом запретили проживать ближе 100 км от Москвы и паспорт не выдали. Через два года во время переезда на родину Розанов оказался на вокзале в Москве и, ожидая своего поезда, заснул. Его разбудил дежурный по вокзалу и потребовал документы. Их у Розанова не было. … Менее месяца длилось следствие. По его окончании был вынесен приговор: «Решением тройки при УНКВД по Московской области 2 октября 1937 года иерей Михаил Розанов, обвиняемый в том, что общественно-полезным трудом не занимался, добывал средства к жизни из неустановленных источников и был служителем культа, приговорён к расстрелу». Приговор привели в исполнении на следующий день на Бутовском полигоне НКВД под Москвой.
Возрождение храма
В 1929 году (по другим данным – в 1928) Преображенская церковь в Никулино сгорела. Об этом печальном событии, к сожалению, мало сведений, неизвестна ни точная дата произошедшей беды, ни причины случившегося (нельзя исключать поджога). Уже в наше время много лет спустя одна из старейших прихожанок вспоминала о том дне: «В момент, когда здание загорелось, шла служба, все стали выбегать на улицу и только о. Иоанн продолжал служить Божественную литургию. Его вынесли, видимо потерявшим сознание от дыма, в последний момент. Придя в себя, он закончил богослужение на надгробии одной из могил». Спустя какое-то время на святом месте местной властью был построен сельский клуб.
Возрождение церковной жизни в Никулино началось в 1995 году, когда рядом с местом, на котором прежде стоял Преображенский храм, был установлен Памятный крест. Вскоре была организована православная община “Приход Никольской церкви с. Никулино Истринского района Московской области”, 17 августа 2000 года она была зарегистрирована в Минюсте РФ. Примерно в это же время приходу был предоставлен земельный участок под строительство храма (1000 кв.м.).
4 июля 2005 года Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий благословил строительство церкви в Никулино. Но денег на возведение капитального здания не было, собранных средств лишь хватило на сооружении временного деревянного храма-вагончика, в котором 25 августа 2007 года была совершена первая за многие десятилетия Божественная литургия.
В начале 2009 года в Никулино был назначен настоятелем протоиерей Вячеслав Коновалов и осенью того же года началось строительство каменной Никольской церкви. Через три года был уже водружен крест на купол нового храма.
Более подробную информацию о прежде существовавших церквях можно найти в недавно изданной книге “История храмов села Никулино” [26]. Она продается в церковной лавке при Никольском храме.
Список источников и литературы:
1. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах ХVI-XVIII столетий. Вып. 3. Загородская десятина – М.: 1886, с. 204.
2. Архимандрит Леонид (Кавелин). Московский Звенигород и его уезд в церковно-археологическом отношении – М.: 1878, с. 51.
3. ИИМК. Ф. 1. Д. 72 (1915). Л. 17.
4. ИИМК. Ф. 1. Д. 72 (1915). Л. 7.
5. Патриарх Никон: стяжание Святой Руси – созидание государства Российского: в 3 частях – Часть 1. Дорошенко С. М. Летопись жизни и деятельности патриарха Никона – Саранск: 2009, с. 623.
6. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 77. Д. 19192, стлб. Вотчинная записка. Чертеж Воскресенского Новоиерусалимского монастыря с окрестностями, 1653.
7. ЦГАМ (ЦГА Москвы). Ф. 205. Оп. 1. Д. 768. Л. 1.
8. ЦГАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1581. Л. 52 об.
9. ЦГАМ. Ф. 203. Оп. 206. Д. 472. Л. 2 об.
10. ЦГАМ. Ф. 608. Оп. 2. Д. 2338. Л. 1-3.
11. Носиков С. П. Святитель Филарет Московский и благотворитель П. Г. Цуриков // Московские епархиальные ведомости – 2016, № 6, с. 144-153.
12. РГАДА. Ф. 1183. Оп. 10. Д. 468. Л. 5 об, 6.
13. ЦГАМ. Ф. 203. Оп. 648. Д. 342. Л. 4.
14. Спутник по Московско-Виндавской железной дороге – М.: 1909, с. 117.
15. ЦГАМ. Ф. 203. Оп. 609. Д. 1. Л. 6.
16. Том 17. Записные книжки. Дневники // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем (ПССП). – М.: Наука, 1980, с. 195, 312, 512; Том 4. Письма, январь 1890 – февраль 1892 // Чехов А. П. ПССП. – М.: Наука, 1975, с. 311-312; Том 7. Письма, январь 1897 – декабрь 1898 // Чехов А. П. ПССП. – М.: Наука, 1979, с. 338.
17. ЦГАМ. Ф. 54. Оп. 158. Д. 28. Л. 235-236.
18. ЦГАМ. Ф. 203. Оп. 695. Д. 63. Л. 1, 1 об.
19. ЦГАМ. Ф. 203. Оп. 759. Д. 2. Л. 4; Ф. 203. Оп. 264. Д. 25. Л. 2, 2 об; Ф. 1371. Оп. 1. Д. 80. Л. 104 об.
20. Отчет о состоянии церковно-приходских школ Московской Епархии в 1899-1900 учебном году // Московские церковные ведомости (МЦВ), 1900, № 48 оф, с. 86; Отчет о состоянии … в 1900-1901 учебном году // МЦВ, 1901, № 47 оф, с. 123.
21. Ясли в селе Никулине Воскресенскаго участка // Сведения о заразных болезнях и санитарно-врачебной организации в Московской губернии – 1904, № 1, с. 65-68.
22. ЦГАМ. Ф. 114. Оп. 1. Д. 55. Л. 80, 80 об.
23. ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-43872. Л. 95.
24. Распоряжение епархиальнаго начальства // МЦВ, 1910, № 10 оф, с. 58.
25. Давыдова Н., Сухова Е. Жизнь за веру. // Добрый пастырь (газета Чеховского благочиния Московской епархии), 2018, № 4, с. 12-13.
26. Носиков С. П. История храмов села Никулино (по материалам архивных исследований) – М.: ООО «Сам Полиграфист», 2019, 202 с.
Приложение. Служители Преображенской церкви и преподаватели школ села Никулино
Священники:
1646 – Матвей
1653 – Никифор
1663-1678 – Иван Григорьевич
1697-1704 – Еремей Дмитриевич
1710 – Матвей Дмитриевич
1751-1767 – Гаврила Дмитриевич
1767-1768 – Платон Гаврилович (здесь же был ранее пономарем, потом дьяконом)
1770-1771 – Василий Федорович
1772-1800 – Иван Дмитриевич
1817-1819 – Симеон Иванович
1820 – место праздно (свободно)
1821-1826 – Николай Сергеевич
1827-1830 – Александр Филиппович Крылов (Богрецов)
1831-1832 – место праздно
1833-1836 – Николай Васильевич Тропаревский
1837-1853 – Георгий Дмитриевич Русинов
1853-1857 – Иоанн Георгиевич Виноградов
1857-1864 – Петр Семенович Реутов (с перерывами)
1861-1862 – Яков Иванович Ключарев (с перерывами)
1864-1875 – Михаил Васильевич Кудрин
1875-1884 – Павел Филиппович Щедров
1884 – Стефан Разумовский
1884-1903 – Феодор Павлович Фивейский
1903-1929 – Иоанн Алексеевич Беляев
Дьяконы:
1720 – Иван Матвеевич
1751 – Устин Иванович
1765-1767 – Платон Гаврилович (был пономарем, потом определен в священника здесь же)
Дьячки:
1693-1720 – Антип Иванович
1751-1767 – Афонасий Гаврилович
1767-1768 – Федор Иванович
1775 – Иван Спиридонович
1777-1799 – Василий Лукич
1801-1859 – Иван Васильевич Смирнов
1860 – Павел Иванович Уаров
1861 – нет дьячка
1862-1865 – Матвей Святославский
1865 – Петр Уаров
1865-1867 – Алексей Левитский
1867-1873 – Иван Введенский
С 1869 года должность дьячка в причте упразднена
Пономари:
1704 – Андрей Дмитриевич
1756 – Платон Гаврилович (потом определен в дьякона и в священника здесь же)
1768-1777 – Федор Гаврилович
1777-1800 – Иван Платонович (потом определен в священника здесь же)
1801-1807 – Петр Иванович
1808-1830 – Стефан Васильевич Полетаев
1830-1831 – Алексей Федорович Грузов
1832-1833 – Василий Тимофеевич
1833-1866 – Василий Иванович Колоколов (с перерывами)
1867-1871 – Павел Орлов
1871-1873 – Сергей Лебедев
С 1874 года должность переименована в псаломщика
Псаломщики: (с 1874 года)
1874-1882 – Николай Андреевич Богоявленский
1882-1884 – Иван Андреевич Богоявленский
1885-1890 – Василий Крылов (потом определен в дьякона здесь же)
1891-1895 – псаломщика не было, на его месте служил дьякон.
1896-1897 – Иван Васильевич Беляев
1898-1910 – Николай Павлович Воздвиженский
1910-1913 – Михаил Алексеевич Розанов
1913-1916 – Сергей Ильич Мошков
1918 – Николай Николаевич Воздвиженский
Церковные старосты:
1814-1829 – Трофим Максимович
1830 – Василий Федорович
1833 – Илья Осипович
1835 – Илья Филиппович
1851-1897 – Никита Яковлевич Зиновьев
1898-1910 – Михаил Михеевич Блинков
1913-1924 – Степан Михайлович Зиновьев
(все старосты были крестьянами)
Законоучителя:
1864-1870 – священник Михаил Васильевич Кудрин
1885-1903 – священник Феодор Павлович Фивейский
1903-1917 – священник Иоанн Алексеевич Беляев
Учителя:
1882-1884 – псаломщик Иван Андреевич Богоявленский
1885-1886 – священник Феодор Павлович Фивейский
1886(?)-1889 – Александр Иванович Соколов
1889-1895 – Петр Разумов
1895-1903 – Иван Алексеевич Беляев (потом определен в священника здесь же)
1904-1913 – Анна Алексеевна Зверева (Розанова)
1915 – Холин
Носиков Сергей Павлович, краевед