Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской Истринской земли
Января 23 (5 февраля по новому стилю)
Преподобномученица Евдокия (Кузьминова)
Преподобномученица Екатерина (Черкасова)
Февраля 22 (7 марта по новому стилю)
Марта 1 (14 по новому стилю)
Преподобномученица Дария (Зайцева)
Марта 3 (16 по новому стилю)
Марта 23 (5 апреля по новому стилю)
Преподобномученик Илия (Вятлин)
Мая 30 (12 июня по новому стилю)
Священномученик Василий (Смоленский)
Июля 15 (28 по новому стилю)
Священномученик Петр (Троицкий)
Февраля 15 (28 по новому стилю)
Священномученик Алексий (Смирнов)
Декабря 8 (21 по новому стилю)
Священномученик Сергий (Орлов)
Сентября 7 (20 по новому стилю)
Священномученик Василий (Сунгуров)
Автор проекта: Ксантиниди Жан Вахтангович (руководитель строительного процесса храма; помощник настоятеля по строительству)
Единственный предел в Истринском районе в честь Новомучеников Истринских
Преподобномученица Евдокия (Кузьминова) 1884-1938
17 августа 1884 года в заштатном городе Воскресенске Звенигородского уезда Московской губернии в семье мещанина Петра Кузьминова родилась дочь, которую назвали Евдокией.
О судьбе преподобномученицы Евдокии Кузьминовой до ареста известно не много. Она окончила трёхклассную начальную школу, а примерно в 1909 году, в 25-летнем возрасте, уехала в Москву и стала нести послушание сестры милосердия в Марфо-Мариинской обители, которую возглавила великая княгиня Елизавета Федоровна.
По замыслу Елизаветы Фёдоровны жившие в обители сёстры приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении времени могли создать семью и быть свободными от прежних обязательств. Подобно евангельской Марии, они обращались к духовной жизни, а по примеру Марфы оказывали деятельную благотворительную и медицинскую помощь всем нуждавшимся и обездоленным.
В 1926 году Марфо-Мариинскую обитель закрыли, часть сестёр уехали сами, часть сослали. Евдокия Петровна Кузьминова вернулась в родной город Воскресенск, который вскоре переименовали в Истру. За службу в Марфо-Мариинской обители власти лишили женщину гражданских прав, в 1934 году она подавала заявление в местный горсовет о восстановлении её в правах, но получила отказ.
Будучи глубоко верующим человеком, Евдокия Петровна стала активным членом общины городского Вознесенского храма, для которого наступили трудные времена. Евдокию Петровну Кузьминову, Милицу Ивановну Кувшинову и старосту храма Надежду Васильевну Семёнову* прихожане избрали уполномоченными церковно-приходского совета. Эти три женщины до последнего боролись против закрытия Вознесенского храма в Истре, но их усилия оказались тщетны. В 1934 году богослужения в городском храме прекратились.
Спустя три года настал период наиболее массовых политических репрессий. Одними из жертв стали священнослужители и активные члены приходов православных церквей. Не удалось избежать этой участи и Евдокии Петровне. Она жила тогда в Истре в доме №19 на улице Первомайская вместе с подругой Милицей Ивановной Кувшиновой. Соседи по улице по требованию сотрудников НКВД подписали против Кузьминовой лжесвидетельства, в которых, в частности, сообщалось, что она в октябре 1937 года будто бы говорила: «Скоро настанет царство антихриста, коммунистам-безбожникам конец, сейчас нам надо больше молиться Богу, чтобы фашисты скорее разбили ненавистную власть. Как придут фашисты, то я первая возьму вилы и буду пороть животы коммунистам».
Одного показания было недостаточно, для составления справки об аресте придумали ещё: «В ноябре месяце Кузьминова высказывала гнусную контрреволюционную клевету по адресу законов советского правительства, говорила: “Заключённых в лагерях заставляют работать день и ночь, по пояс стоять в воде, хлеба им дают по двести граммов, люди умирают сотнями от голода и холода – вот вам демократия и сталинская конституция, а людей арестовывают больше, чем когда бы то ни было”».
Самое интересное, что приписываемые ей слова о труде заключённых на тот момент являлись чистой правдой!
На основании этих лжесвидетельств, а также того, что она, по мнению НКВД, является «ярой церковницей», было принято решение о её аресте. В среду, 19 января 1938 года, в доме Евдокии Петровны произвели обыск, а её арестовали и доставили в Истринское районное отделение НКВД. В анкете указано: всё, чем владела арестованная Кузьминова – это треть дома и сад, в котором было «пятнадцать корней яблок» да кусты смородины.
Первый допрос был проведён на следующий день: «Следствие располагает материалом о том, что вы в прошлом являлись монашкой. Дайте показания по этому вопросу». «Я монашкой никогда не была», – ответила Евдокия Петровна. «Вы лжёте, – настаивал следователь, – вам зачитывается справка о социально-имущественном положении и происхождении. Дайте правдивые показания». «Повторяю, я монашкой не была», – снова ответила подозреваемая Кузьминова.
Судя по всему, для следователя НКВД не было никакой разницы между сестрой милосердия и монахиней. Он доверял только справке, в которой чётко было указано – «бывшая монашка», хотя монашеский постриг Евдокия Кузьминова не принимала.
Допрос продолжался: «Следствием точно установлено, что вы, являясь ярой церковницей, среди населения города Истры проводили контрреволюционную деятельность. Подтверждаете вы это?» Евдокия Петровна честно ответила: «Да, я являюсь ярой церковницей, но контрреволюционной деятельностью я не занималась». Ответ Кузьминовой в протоколе допроса подчёркнут карандашом.
«Вы лжёте, – злился следователь, – в октябре 1937 года вы высказывали контрреволюционные террористические настроения по адресу руководителей партии и советского правительства. Требуем прекратить запирательства и дать правдивые показания». «Повторяю, контрреволюционных террористических настроений я нигде не высказывала».
Больше сказать по этому поводу ей было нечего. И она, и следователь прекрасно понимали, что показания свидетелей лживые.
На следующий день допрос продолжил начальник районного отделения НКВД: «Кого вы знаете из бывших монашек, проживающих в городе Истре?» Евдокия Петровна не стала ничего скрывать и на этот вопрос следователя тоже ответила честно: «Я знаю Черкасову Екатерину Михайловну и Махонину Анастасию Григорьевну**, которые в настоящее время арестованы органами НКВД. О других монашках, проживающих в Истре, мне не известно».
Допросы продолжались в течение двух суток, сопровождаясь угрозами. На следующий день, 22 января, в протоколе был зафиксирован всего один вопрос: «Признаёте ли вы себя виновной в предъявленном вам обвинении?» «Не признаю», – ответила выбившаяся из сил 54-летняя женщина.
Не добившись желаемого результата, арестованную Кузьминову отправили в Бутырскую тюрьму в Москве. В обвинительном заключении ниоткуда появилось ещё одно свидетельское показание. Якобы, в ноябре 1937 года Евдокия Петровна говорила: «Сейчас нужно больше молиться Богу, чтобы Бог помог уничтожить большевиков. Главное, не нужно поддаваться на их удочку и не верить их болтовне».
Начальник Истринского районного отделения НКВД посчитал, что Кузьминова, «будучи допрошенной в качестве обвиняемой, несмотря на явные улики при проведении следствия, упорно отрицала свою вину, старалась запутать следствие, чем ещё раз показала себя противницей партии и правительства». Под «явными уликами» подразумевались как раз свидетельские показания – других доказательств и быть не могло.
Следственное дело представили на рассмотрение тройки при управлении НКВД по Московской области, в которую входили руководитель областного управления НКВД, секретарь обкома ВКП(б) и прокурор области. Они имели право приговаривать арестованных лиц к расстрелу, а также заключению на срок от 8 до 10 лет.
Можно только догадываться, открывали ли вообще на рассмотрении эти люди дело Евдокии Петровны Кузьминовой, но 26 января 1938 года тройка приговорила её к высшей мере наказания – расстрелу.
Игумен Дамаскин (Орловский), завершая житие преподобномученицы, написал: «Послушница Евдокия Кузьминова была расстреляна 5 февраля 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой». Всего в тот день в Бутове было расстреляно 247 человек.
Спустя полвека, в июне 1989 года, Евдокия Петровна Кузьминова была полностью оправдана. Ещё через 12 лет, 22 февраля 2001 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви послушница Евдокия Кузьминова была включена в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века от Московской епархии.
Дни памяти:
Первое воскресенье после 7 февраля – собор новомучеников и исповедников Российских.
5 февраля – день мученической кончины в 1938 году.
Четвёртая суббота после Пасхи – собор новомучеников, в Бутове пострадавших.
Третья суббота октября – собор новомучеников Истринской земли.
Источники:
ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 2. Д. 19714. Л. 1-31об. Следственное дело Евдокии Петровны Кузьминовой.
Журнал заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 22.02.2001 года.
Игумен Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь. – Тверь, 2005. С. 210-213.
Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово» 08.08.1937–19.10.1938. – М., 1997. С. 187.
Носиков С. Истринские новомученики на полигоне в Бутово. // Духовная нива. 2018, №2. С. 1, 7.
* Надежда Васильевна Семёнова – 1865 года рождения, уроженка города Воскресенска (Истры), староста Вознесенской церкви с 1928 по 1934 год. В августе 1937 года была арестована по обвинению в контрреволюционной агитации и постановлением тройки приговорена к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на восемь лет. Умерла в Тайшетлаге НКВД 8 мая 1938 г. В 1997 году реабилитирована. Источник: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 2. Д. 18239. Л. 1-32.
** Анастасия Григорьевна Махонина – 1884 года рождения, монахиня Троицкого Александро-Невского монастыря в селе Акатово Клинского уезда с 1904 года, после закрытия монастыря поселилась в селе Троицкое в окрестностях Воскресенска (Истры). В ноябре 1937 года была арестована по обвинению в антисоветской агитации и постановлением тройки приговорена к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на десять лет. Дальнейшая судьба неизвестна. В 1996 году реабилитирована. Источник: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-18712. Л. 1-23.