В упомянутой выше описи Преображенской церкви перечислены 6 колоколов, вес самого большого 51 пуд. В начале XX века в Никулино должен был появиться новый кампан в 140 пудов (т.е. более двух тонн). Такой значительный вес не смогла бы выдержать старая и ветхая колокольня храма, потому планировалось соорудить отдельную звонницу.
Был разработан специальный чертеж, который отправили на утверждение священноначалию [17]. Однако предложенную 2-ярусную конструкцию звонницы строительные эксперты забраковали. Перерабатывать проект не стали, вместо этого решили ограничиться установкой на территории храма толстых деревянных столбов с прочными перекладинами, на которые и подвесили колокола.
В начале XX столетия особенно остро встал вопрос о новом храме в Никулино. Дело в том, что деревянное здание Преображенской церкви за прошедшие годы (более века) сильно обветшало. Кроме того зимой в храме было тесно, так как службы проводились в небольшой трапезной (проход в основное помещение церкви для сохранения тепла перекрывался). Такое положение со временем все усугублялось, так как число прихожан постепенно увеличивалось. Имеющихся в церковной кассе денег для сооружения нового кирпичного храма не хватало. Поэтому решено было изготавливать кирпичи своими силами, благо подходящая глина поблизости имелась. Для этого нужно было построить кирпичный завод. В архиве сохранилось несколько дел о подаче причтом и прихожанами соответствующих прошений в разные годы. Но только с третьего раза в 1910 году кирпичный завод был построен [18]. Однако возвести новый храм в селе не успели, скоро началась Мировая война, а следом грянула революция.
Изображение 4. Чертеж новой звонницы для Преображенской церкви, 1904 г. [17].
В архивных делах обнаружены сведения о визитах епископов в Никулино в 1838, 1846 и 1895 годах [19]. Но служили ли они при этом в Преображенской церкви – в найденных документах об этом не говорится. Так что первый и, возможно, единственный Владыка, который точно был на службе в никулинском храме – это Патриарх Никон, который, как уже говорилось выше, 21 мая 1657 года «слушал» вечерню.
Последним настоятелем Преображенской церкви был о. Иоанн Беляев, его срок служения в Никулино составил 26 лет. Но прежде он проработал 8 лет простым учителем в местной церковно-приходской школе. Трудился Иван Алексеевич добросовестно, его работа неоднократно получала положительные отзывы у начальства [20]. А когда в 1903 году о. Феодор Фивейский был вынужден выйти за штат, то Беляева рукоположили в иерея, и он стал служить настоятелем Преображенской церкви.
О. Иоанн не ограничивался своими прямыми пастырскими обязанностями. Буквально через несколько месяцев после назначения на должность настоятеля храма им были организованы детские ясли для простых крестьянских детей [21]. Потом их проведение стало ежегодным, в этом настоятелю активно помогала его матушка Мария Беляева. Делала она это безвозмездно, относясь к порученному делу со всей душой и ответственностью. Несколько лет спустя матушке Марии за понесенный труд по организации яслей был вручен памятный знак Елизаветинского общества и диплом, подписанный рукой Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой [22] (той самой, которая ныне прославлена в лике святых как преподобномученица).
О. Иоанн в годы советской власти не отрекся от сана и не оставил своего пастырского служения. Когда стали повсеместно закрывать церкви в ближайшей округе, Беляев уже не скрывал негативное отношение к большевикам, заявил на одной из своих проповедей: «мы с вами должны не допускать закрытие церкви – противодействовать этому, нам нужно организовываться»[23].
Эти слова стали известны карающим органам и в мае 1935 года батюшку вместе с двумя другими служителями арестовали и посадили в Бутырскую тюрьму. В течение месяца было оперативно проведено следствие, всех арестованных приговорили к различным срокам наказания. Беляев был осужден к 5 годам ссылки на север. Там спустя несколько лет его снова осудили по сфабрикованному делу и дали еще один срок. 20 августа 1940 года Иван Алексеевич Беляев умер в больнице колонии, место его погребения осталось неизвестным.
Еще одним служителем Никулинской церкви, пострадавшим за веру от советской власти, был Михаил Алексеевич Розанов. В отличие от о. Иоанна он недолго находился в составе причта Преображенского храма, всего 3 года. В Никулино Розанов был назначен в 1910 году на должность псаломщика [24], во время служения в Преображенской церкви характеризовался положительно. Уже в советские годы принял сан иерея.
В 1931 году о. Михаила арестовали и потом «Четыре года и два месяца провёл он в Бутырской тюрьме. Всё его имущество было конфисковано, жена и четверо детей остались на улице» [25]. В 1935 году Михаила Алексеевича освободили, но при этом запретили проживать ближе 100 км от Москвы и паспорт не выдали. Через два года во время переезда на родину Розанов оказался на вокзале в Москве и, ожидая своего поезда, заснул. Его разбудил дежурный по вокзалу и потребовал документы. Их у Розанова не было. … Менее месяца длилось следствие. По его окончании был вынесен приговор: «Решением тройки при УНКВД по Московской области 2 октября 1937 года иерей Михаил Розанов, обвиняемый в том, что общественно-полезным трудом не занимался, добывал средства к жизни из неустановленных источников и был служителем культа, приговорён к расстрелу». Приговор привели в исполнении на следующий день на Бутовском полигоне НКВД под Москвой.
Список источников и литературы
17. ЦГАМ. Ф. 54. Оп. 158. Д. 28. Л. 235-236.
18. ЦГАМ. Ф. 203. Оп. 695. Д. 63. Л. 1, 1 об.
19. ЦГАМ. Ф. 203. Оп. 759. Д. 2. Л. 4; Ф. 203. Оп. 264. Д. 25. Л. 2, 2 об; Ф. 1371. Оп. 1. Д. 80. Л. 104 об.
20. Отчет о состоянии церковно-приходских школ Московской Епархии в 1899-1900 учебном году // Московские церковные ведомости (МЦВ), 1900, № 48 оф, с. 86; Отчет о состоянии … в 1900-1901 учебном году // МЦВ, 1901, № 47 оф, с. 123.
21. Ясли в селе Никулине Воскресенскаго участка // Сведения о заразных болезнях и санитарно-врачебной организации в Московской губернии – 1904, № 1, с. 65-68.]
22. ЦГАМ. Ф. 114. Оп. 1. Д. 55. Л. 80, 80 об.
23. ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-43872. Л. 95.
24. Распоряжение епархиальнаго начальства // МЦВ, 1910, № 10 оф, с. 58.
25. Давыдова Н., Сухова Е. Жизнь за веру. // Добрый пастырь (газета Чеховского благочиния Московской епархии), 2018, № 4, с. 12-13.